Запись в трудовой книжке при смерти сотрудника

Документ, фиксирующий промежуток времени работы человека и заключающий информацию вознаграждениях и о причинах увольнения, называется трудовая книжка. В Российском законодательстве приведены основные поводы для увольнения. Но бывают ситуации, когда увольнение происходит не по вине наемного трудящегося либо организации, например смерть сотрудника. При таких обстоятельствах важно зафиксировать это в трудовой книжке.

Документальное регулирование процесса увольнения в связи с гибелью сотрудника

В Российской Федерации регулирующим нормативно-правовым актом в отношениях между компанией и работником является Трудовой кодекс. Исходя из пункта 6 части 3 статьи 83 ТК РФ сотрудника можно уволить на основании факта смерти или признании его умершим. Здесь возникает необходимость расторгнуть деловые отношения, так как человек уже не сможет выполнять трудовые обязанности, следовательно, нужно грамотно заполнить соответствующие документы. Оформление необходимых бумаг должно быть проведено в день известия о смерти работника.

Для этого работодателю потребуются следующие бумаги:

  • внутренний приказ компании;
  • свидетельство о смерти;
  • судебный акт о признании человека умершим (когда имело место заявление в суд).

Обоснованием увольнения согласно статье 83 ТК РФ служит предъявленное родными погибшего свидетельство о смерти. Соответствующий приказ оформляется служащим кадрового отдела и подтверждается росписью главы компании в день предоставления свидетельства. В приказе проставляется дата, являющаяся датой смерти сотрудника или датой судебного решения (если человек определяется умершим по суду). Основываясь на приказе, заполняются колонки в трудовой книжке.

Правила заполнения трудовой книжки умершего сотрудника

Обязательно заполнить трудовую книжку, а также личное дело работника, когда трудовые отношения уже расторгнуты. Порядок оформления трудовой книжки следующий:

В первый столбец заносится следующий по порядку номер записи, нумеровка непрерывная.

Во второй колонке прописывается дата окончания действительности трудового договора. Она должна содержать ровно восемь знаков. К примеру, когда дата увольнения — 5 октября 2017 года, записывается цифрами "05.10.2017", слово "года" или сокращенное "г."  не указываются.

В третий столбик вписываются сведения из "шапки" книжки (о приеме, переводе, квалификации и увольнении). Российское законодательство обязывает к тому, чтобы данные, которые вносятся в этот документ, точно соответствовали определениям Трудового кодекса РФ. Для данной ситуации прописана конкретная формулировка. Она и записывается в третий столбец: «Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника, пункт 6 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации».

К сведению
Не допустимо сокращать аббревиатуры ("п.", "ст.", "ч.", "ТК РФ")

В четвертую колонку вносится информация из приказа организации. Написание даты совпадает со вторым столбцом. Дополнительно вносится номер приказа. Например: "Приказ от 05.10.2017 № 122". Здесь тоже запрещены к использованию сокращенные слова.

Заполнив все разделы трудовой книжки, сотрудник кадровой службы подписывает ее, непременно указав должность и расшифровку подписи, и скрепляет печатью организации.

Образец заполнения трудовой книжки:

№ записи

Дата

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

число

месяц

год

12

05

10

2017

Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника, пункт 6 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации

Приказ от 05.10.2017 №122

 

 

 

 

Должность работника внесшего запись, его подпись с расшифровкой, печать организации.

 

 

Возврат трудовой книжки и выплаты родным умершего, правильное оформление

При обычном увольнении трудовая книжка возвращается бывшему сотруднику. При условии, что рабочий скончался, книжка отдается близким родственникам. Но, однако, российские законы размыто определяют понятие «родственники». В законодательстве фигурирует дополнительное обозначение — "члены семьи". Конкретно кто считается членом семьи в Трудовом кодексе не прописано. А Семейный же кодекс гласит, что членами семьи являются супруги, дети, родители. Если человек не состоял в официальном браке, то у него нет прав претендовать на выдачу документов.

Для того, чтобы затребовать трудовую книжку рабочего, близким необходимо предоставить в организацию перечень:

  • копия паспорта умершего (если такая сохранилась);
  • письменное заявление на получение книжки;
  • гражданский паспорт получателя;
  • бумаги, подтверждающие родство.

Трудовая книжка выдается строго под расписку. Копиям предъявленных документов следует находиться в организации (в папке с личными делами), дабы избежать возможных спорных ситуаций в будущем. Завершающий процедуру момент — регистрация в журнале учета и движения трудовых книжек, где близкий или родственник  должны расписаться в получении на руки.

Важно
Если никто не предъявил права на трудовую книжку, то она должна хранится в компании не меньше 75 лет.

Все выплаты, которые не довелось получить рабочему (заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск, премии, бонусы) выплачиваются родственникам. Эти платежи должны быть погашены не позднее 4 месяцев после гибели члена семьи в соответствии со статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации. Работодателю предписывается выдать членам семьи требуемую сумму в семидневный период с момента обращения. Соответственно Налоговому кодексу РФ деньги, которые заработал погибший человек, не подлежат обложению налогом на доходы физическим лиц.

В некоторых организациях членам семьи предоставляют дополнительно материальную помощь. Такие нюансы прописываются в трудовом соглашении. Или подобная выплата проводится внутриорганизационным актом. Иногда организации выдают субсидии на захоронение сотрудника, которые компенсируются посредством Фонда социального страхования.

Заключение

Порядок расторжения трудового договора по причине смерти работника в общем похож на стандартный. При этом присутствуют нюансы, которые работодателю не стоит упускать из виду. Исходя из Российского законодательства следует: организации, получив информацию о гибели сотрудника, должны, не откладывая, оформить соответствующие документы и грамотно прекратить трудовые отношения. Когда эта процедура проведена с соблюдением законных норм, не возникает неприятных случаев типа судебных тяжб.